Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

27 01 2010Красное знамя

Главное - сама жизнь

Несколько лет назад мне довелось добираться поездом «Россия» до Москвы. В этом же вагоне ехала группа японцев.

 

Как водится, на станциях народ выходил подышать воздухом, размяться, прикупить продукты и газеты. Всякий раз за пять минут до отправления состава проводница, руководствуясь инструкцией, просила пассажиров занять свои места. И всякий раз на ее слова реагировали только пассажиры с маленькими детьми да японцы, которые послушно заходили в вагон и располагались в своих купе. Большинство же наших сограждан считало «хорошим тоном» заскочить в вагон в самую последнюю минуту, а то и запрыгнуть на ходу, совершенно не думая о том, что подобное лихачество опасно для жизни.
Впрочем, пренебрежение к закону и легкомысленное отношение к собственной и чужой жизни и здоровью являются чуть ли не национальной российской чертой. Сюда можно отнести и огромное количество нетрезвых водителей на наших дорогах, и стойкое нежелание соблюдать правила дорожного движения и технику безопасности, и «геройствования» во время эпидемий гриппа, и многое-многое другое.
А вот буквально на днях по Радио России прозвучала информация о том, что один из наших космонавтов «контрабандой» потихоньку от всех прихватил с собой на орбиту семена пшеницы и начал их проращивать. С какой-то даже гордостью радиожурналист сообщил о том, что никакие запреты с Земли не заставили космонавта прекратить свой эксперимент. Когда и в силу каких обстоятельств сформировалось в нас убеждение, что следование правилам и законам - это плохо. А вот пренебрежение ими - это нормально и естественно?
Увы, с каждым годом такая позиция оборачивается против нас самих же. Ведь современный мир таит в себе огромную опасность для тех, кто в нем проживает. Буквально каждый день мы слышим о техногенных или природных катастрофах, происходящих в том или ином уголке земного шара. Стихийные бедствия, пожары, взрывы, аварии - а за ними гибель десятков, сотен, а то и тысяч людей.
Но специалисты утверждают, что число жертв, если не наполовину, то хотя бы на треть могло бы быть меньше, если бы люди знали, как следует вести себя в экстремальных ситуациях, как правильно оказать первую помощь пострадавшим, какие меры предпринять, чтобы предотвратить панику.
В содержании общеобразовательных программ большинства стран мира имеются значительные по объему разделы по здоровью и безопасности (health and safety). Их цель - научить детей и подростков безопасному поведению дома, на улице, в социуме. Большое внимание уделяется в них профилактике криминогенных ситуаций, и даются рекомендации, как их избежать. Это попытка на уровне менталитета, психологии сформировать культуру безопасности жизни.
В нашей стране роль «health and safety» с 1991 года играет курс ОБЖ («Основы безопасности жизнедеятельности»), по сути, заменивший другой школьный предмет - НВП («Начальная военная подготовка»). Сначала он появился в школьных программах как факультатив, а затем стал обязательным уроком в школьном расписании.
Надо честно признаться, что до недавнего времени отношение к ОБЖ в российских школах было, мягко говоря, несерьезное. Объяснялось это многими причинами. И отсутствием четкого тематического планирования, и недостаточностью методических разработок по этому предмету, и фрагментарностью подхода в преподавании ОБЖ, и отсутствием конкретных требований, и слабой материальной базой школ, и отсутствием специально подготовленных педагогов. И конечно же тем, что учащиеся школ были просто не мотивированы изучать этот предмет: ведь он не был включен в список вступительных экзаменов в учебные заведения…
Но, похоже, сама жизнь заставляет нас отнестись к этому предмету по-другому. Всерьез. Ведь около 30 тысяч человек (а из них большое число составляют дети и подростки) ежегодно гибнет на дорогах страны. Не меньше умирает от производственного и бытового травматизма, от передозировки наркотиков и употребления некачественного алкоголя. Состояние культуры безопасности жизни в нашей стране без преувеличения можно назвать депрессивным.
Не случайно в последнее время произошла значительная коррекция содержания общего образования в сторону более серьезного и последовательного изучения вопросов, связанных с обеспечением безопасности личности, общества и государства в повседневных условиях, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и андрогенного характера.
Свидетельство тому - и президентская инициатива «Наша новая школа», где конкретно сказано о необходимости развития безопасного и комфортного пребывания детей в школе, дома, на улице, сохранения их здоровья. И то, что впервые в истории российского образования в прошлом учебном году курс ОБЖ был включен в перечень учебных дисциплин Всероссийской олимпиады школьников. В этом году олимпиада по ОБЖ прошла на региональном уровне и в Томске.
- В отличие от других предметных олимпиад, - говорит заведующий центром здоровьесберегающих технологий и профилактики областного института усовершенствования и переподготовки работников образования, кандидат медицинских наук Аркадий Приходько, - олимпиада по ОБЖ имеет ярко выраженную социальную направленность, где по-настоящему реализуется принцип олимпийского движения «главное - не победа, а участие». Участие в этой олимпиаде позволяет ребятам совершенствовать навыки познавательной деятельности. Они учатся собирать и анализировать информацию, самостоятельно исследовать проблемные ситуации и формулировать проблемы. Вообще ОБЖ - предмет интегративный. Он включает в себя множество разделов: выживание в условиях чрезвычайных ситуаций, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, основы медицинских знаний, в том числе и профилактику зависимости от психоактивных веществ, основы автономного выживания (в условиях тайги, пустыни), основы профилактики репродуктивного здоровья и многое другое. Кроме того, в последнее время вновь стал актуальным такой раздел, как «основы военной службы». Это связано с переходом страны на одногодичную систему комплектования Вооруженных сил. На этот раздел в 10-х и 11-х классах было дополнительно введено два часа.
Олимпиада по «Основам безопасности жизнедеятельности» прошла в два этапа. К сожалению, число ее участников было небольшим - всего 6 человек. Это школьники из Томска, Асина, Кожевникова. По какой-то причине в олимпиаде не приняли участие курсанты Северского и Колпашевского кадетских корпусов. Первый этап - практический - состоялся в помещении Томского кадетского корпуса. На современных тренажерах и манекенах последнего поколения («Глаша», «Гоша», «Джон»), предоставленных Томским региональным отделением «Медицины катастроф», ребята продемонстрировали отличные навыки оказания первой медицинской помощи.
Не растерялись и в «условиях автономного выживания»: показали, как можно добыть огонь и «разжечь костер» с помощью подручных средств, как обеззаразить воду. А также «тушили пожары», собирали и разбирали автоматы, стреляли из пневматического оружия. Второй этап был посвящен теоретической части. Он позволил проявить участникам аналитические, интеллектуальные и даже организаторские способности.
По итогам олимпиады выявлено два победителя. Среди категории 9-х классов им стал Антон Стрелков, а среди категории 10-11-х классов - Василий Филиппов. Оба учатся в Томском кадетском корпусе.
Итак, первый опыт проведения олимпиады по ОБЖ оказался в нашей области довольно успешным, несмотря на малочисленность участников.
И тем не менее поворот российской системы образования к проблемам безопасности жизни сопряжен с рядом серьезных проблем. И наша томская ситуация в общем-то характерна и для других российских регионов. Во-первых, базисный учебный план, по которому работают наши школы с 2004 года, предусматривает минимальное количество часов для проведения занятий по ОБЖ. Согласно ему для этого предмета выделен всего один час в неделю в 8-м классе. И плюс два часа на военную подготовку в 10-х и 11-х классах.
Остальное дается на откуп руководителям образовательных учреждений. Многие из них пытаются найти выход из положения, интегрируя знания по основам безопасности жизнедеятельности в другие предметы - биологию, географию, физвоспитание, «Окружающий мир» и так далее.
Одна проблема плавно перетекает в другую. Поскольку количество часов ограничено, то очень трудно найти преподавателя, который бы работал на столь мизерную ставку (примерно 9 часов в неделю) с соответственно мизерной зарплатой. Хотя вот уже несколько лет педагогические вузы страны, в том числе и Томский педуниверситет, готовят специалистов по ОБЖ, вполне отвечающих современному уровню. Но, увы, редко кто из них в силу названных причин работает сегодня по специальности.
Поэтому основы безопасности жизнедеятельности в наших школах преподают сегодня, как правило, совместители - географы, биологи, преподаватели технологии и физвоспитания. Более 70 процентов из них - женщины. А это, безусловно, накладывает свой отпечаток на преподавание предмета. Ведь женщине, не служившей в армии, не знающей специфики военной службы, достаточно сложно учить, скажем, автономному выживанию или основам военного дела. Оставляет желать лучшего и техническая оснащенность учебных заведений, во многих из которых отсутствуют предусмотренные методическими рекомендациями интерактивные доски, современные тренажеры и другое необходимое оборудование.
Татьяна ЕРМОЛИЦКАЯ.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б