Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

15 11 2016Красное Знамя

Вот привязалась…

90% людей регулярно сталкиваются с навязчивыми мелодиями, которые никак не хотят выходить из головы. В последнее десятилетие специалисты начали изучать это явление. Их интересует, например, как на «привязчивость» влияют черты характера или как избавиться от засевшего в голове мотива.

Но на один вопрос пока что никто не смог ответить: как и почему песни застревают у нас в мозгу?
Ученые из Даремского университета в Британии провели первое полномасштабное исследование этого явления. Они задались целью разобрать мелодии на составные части и выяснить, по какому принципу строятся песни-прилипалы. «Нам стало интересно, потому что это распространенное явление. Люди могут сказать, какие песни более навязчивые, а какие — менее, но научных оснований этому немного», — говорят авторы работы. После этого составили список из 100 самых назойливых песен и сравнили его со списком из 100 песен, которых никто из участников назойливыми не считал. При этом песни из обоих списков были одинаково популярны в музыкальных чартах и исполнялись порой теми же самыми певцами. Сравнив песни по более чем 80 параметрам, включая изменение ритма, диапазон изменения высоты звука и характеристики интервалов, исследователи выделили три характерные черты для песен-прилипал.
Темп. У навязчивых песен, как правило, быстрый темп. Примечательно, что многие участники исследования указывали, что песни всплывают у них в мозгу, когда они совершают ритмичные движения — ходят, бегают или чистят зубы.
Общие мелодические формы. У навязчивых песен более обобщенный мелодический контур, линия опорных нот, чем у обычных. В качестве примера авторы исследования приводят английскую колыбельную «Twinkle», где интонация первой фразы плавно идет вверх, а интонация второй — вниз. Множество других колыбельных построены по тому же принципу. Довольно простой мелодический контур может помочь мозгу вспомнить песню, говорят ученые.
Необычные образцы интервалов. В музыке под интервалом понимается соотношение между двумя звуками разной высоты. В навязчивых песнях интервалы уникальны — используются резкие перепады тональности и большее их количество, чем в среднестатистической поп-песне. Для того чтобы песня отложилась в мозгу, она не должна быть ни слишком сложной, ни слишком простой.
«Это своевременное и хорошо проведенное исследование, которое расширяет наши знания о том, как музыка становится навязчивой, — прокомментировал работу невролог и музыкант Дэниел Левитин из Университета Макгилла в Канаде. - Это происходит в первую очередь потому, что музыка — это продукт эволюционной адаптации, позволяющий нам хранить фактическую и эмоциональную информацию в легко запоминающейся форме».
Помимо самой музыки есть и другие причины, по которым песня становится навязчивой. Проведенный специалистами из Лондонского университета опрос показал, что таковой чаще всего оказывается какая-нибудь из песен, услышанных недавно или неоднократно. Некоторые участники отметили, что песни иногда всплывали в памяти в связи с каким-нибудь словом.
Свой вклад вносит и эмоциональное состояние: некоторые люди отмечают, что, когда они нервничают, им на ум приходит одна и та же песня. Ну и, конечно, песню надо неплохо знать — и тогда мозг будет воспроизводить ее без особых усилий. Песни, тексты и мелодии которых мы помним плохо, редко всплывают в памяти.
Как считают ученые, исследование того, как наш мозг усваивает навязчивые песни, поможет разобраться, почему мы тратим 40% времени на обдумывание того, что не относится к делу, которое мы в данный момент выполняем. Также сейчас они проводят еще одно исследование — на этот раз с целью выяснить, есть ли у запоминания навязчивых песен какая-нибудь функция: возможно, оно помогает нам закрепить в памяти недавно выученные мелодии или регулирует наше настроение на протяжении дня.
Чтобы выбросить надоевшую песню из головы, исследователи советуют ее переслушать еще раз, переключиться на другую песню или просто постараться о ней не думать.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б