Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

13 01 2010Красное знамя

Цинизм и непрофессионализм

Эти новогодние каникулы Алексей Черный решил провести в Томске. В городе, с которым связана часть его жизни, где еще остались люди, любимые им и любящие его. Его не испугали даже наши тридцатиградусные морозы. Напротив, он получает огромное удовольствие от свежести морозного воздуха и от настоящей сибирской зимы.

 

Имя композитора, заслуженного деятеля искусств России Алексея Черного хорошо знакомо томским театралам в основном по постановкам в театре куклы и актера «Скоморох». Ведь с режиссером Романом Виндерманом его связывали  долгие годы дружбы и совместного творчества. «Сон в летнюю ночь», «Из Пушкина нам что-нибудь», «Самый правдивый» - в этих и других спектаклях театра звучала великолепная музыка Черного. Она всегда запоминалась, всегда создавала настроение…
Но и люди далекие от театра (особенно те, кому сейчас за 40-50 лет) могут с удивлением обнаружить, что  так или иначе тоже знакомы с творчеством Алексея Черного по радиопередачам, по хитам советской эстрады. Расцвет его композиторского творчества пришелся на  70-е годы.  Он стоял у истоков популярной в то время передачи «Радио-няня» с потрясающим ведущим, голос которого знала вся советская детвора, – Николаем Литвиновым. Для этой передачи Алексей Черный написал несколько песенок, в которых нудные школьные правила были облечены  в забавные рифмы (стихи к этим песенкам чаще всего писал «папа» Чебурашки и  Кота Матроскина Эдуард Успенский).
Припоминаете: «Вас не пустят в пАртер, пожалуйте  в партЕр!» или про то, что можно спокойно садиться в машину с шофЕром, а вот с шОфером аварии не избежать.
Вообще с каждой песней  этого композитора была связана  какая-то история. Попадались и совсем мистические…
Как-то вместе с  поэтом Робертом Рождественским они написали песню «День рождения любви». Песня получилась хорошей, душевной, и они решили подарить ее одному из самых популярных в то время исполнителей – Сергею Захарову. Захарова поймать было трудно: все авторы наперебой предлагали ему свои песни, и ему было из чего выбирать.  Захаров прослушал произведение Рождественского и Черного, и оно ему понравилось. Песню записали, она прозвучала в эфире. И вдруг с Захаровым произошла некрасивая история, после чего его посадили в тюрьму. Как водится, в опале оказался не только певец, но и его песни, которые моментально исчезли из эфира. Авторам до слез было жалко своего детища, и они решили переписать песню. Подправили, подчистили, усилили и стали искать исполнителя. В это время проходил Всесоюзный конкурс артистов эстрады, и первую премию на нем получил артист, который участвовал во всех правительственных концертах, вел одно время «Утреннюю почту», играл в театре «Современник». Звали его Валерий Чемоданов. На него-то и пал выбор Рождественского и Черного. «День рождения любви» Валерий Чемоданов спел не менее успешно, чем Сергей Захаров. Но в скором времени и он… оказался в тюрьме. В третий раз авторы испытывать судьбу не стали. Иногда эту песню исполняет сам композитор. И пока Бог миловал! 
Алексей Черный не был в нашем городе, пожалуй, более пяти лет. За это время здесь многое изменилось. Да и в его творческой жизни появилось немало нового. Поэтому было бы грех не воспользоваться ситуацией и не задать известному композитору хотя бы несколько вопросов.
- Алексей Лейбович, как вам сегодняшний Томск? Не пожалели, что предпочли его этой зимой Франции и Израилю?
- Пожалеть не пожалел. А вообще моя привязка к тому или иному городу или стране связана, прежде всего, с людьми, а не с какими-то архитектурными или историческими достопримечательностями. Вот и Томск мне дорог именно из-за людей. К сожалению, некоторых из них уже нет в живых. Что касается  общих каких-то перемен, то они чувствуются и в Томске, и в Москве. И сегодняшний Томск – это уже не тот Томск, который я знал ранее. И Москва, к сожалению, уже не та. Вообще честно признаюсь, что не люблю нынешнее время. Оно не мое. Но, как известно, времена не выбирают.
- А чем вам не нравится сегодняшнее время?
- Тем, что мы живем в атмосфере какого-то стеба и жуткого непрофессионализма, которые проникли и в музыку, и в театр, и в кино. Про телевидение я уже не говорю. Создается впечатление, что это умышленно кем-то пестуется и пропагандируется. Идет самое настоящее оболванивание зрителей, слушателей. В этом случае особенно жаль молодежь, вкус которой окончательно испортили. Ведь большинство молодых людей  сегодня искренне считают, что, например, песни, которые исполняют Алена Апина или тот же Дима Билан, – это и есть искусство.  Что «Ксюша – юбочка из плюша» и прочие «шедевры» - это и есть настоящая поэзия. Происходят удивительные вещи! Например, сейчас я работаю с потрясающей, на мой взгляд, поэтессой Еленой Исаевой. Многим она известна и как драматург. Одно время в Томском ТЮЗе шел спектакль «Школьные сочинения» по ее пьесе «Я и моя мама». Так вот, поэтическое творчество Елены Исаевой высоко оценено критиками, она является лауреатом премии «Триумф» и других престижных премий. По логике она должна быть суперзнаменитой, ее должны «раскручивать» лучшие продюсеры. Но тем не менее имя этого талантливого человека мало кому известно. Тогда как имена многих «поэтов» и «музыкантов», которые на самом деле никакого отношения к поэзии и музыке не имеют, все время на слуху.
А ведь можно перечислить целый ряд авторов, которые своим творчеством доказали, что песенная поэзия может быть настоящим искусством. Вспомним хотя бы строки одной из песен Михаила Танича: «Городок наш – ничего. Населенье таково: незамужние ткачихи составляют большинство». Всего несколько слов – а за ними целая жизнь, судьба.
Или взять музыку Яна Френкеля, Марка Фрадкина. Написанные ими песни по своему размаху были сродни народным балладам, сродни симфониям. У всех перечисленных мною поэтов и композиторов присутствовало образное мышление, являющееся первым признаком искусства. Увы,  в современной эстраде все это отсутствует. Потому что повсюду процветает самодеятельность. И если раньше самодеятельность была художественной, то сегодня она не художественная абсолютно.
- Может быть, все дело в том, что люди, которые призваны отвечать за культуру в стране на самых разных уровнях, тоже в этом деле далеко не профессионалы? И они сами не в состоянии отличить искусство от его жалкого подобия?
- Мне кажется, что причиной всему откровенный цинизм, пропитавший наше общество.  По-моему, Константин Эрнст и подобные ему ребята – люди вполне профессиональные, умные и где-то даже интеллигентные. И им самим не нравится то, что они навязывают народу на своих теле- и радиоканалах. Но они получают за это хорошие деньги, и все остальное их не волнует. А значит, они не считают своих зрителей и слушателей за людей. Что это, как не цинизм?
- За рубежом такая же ситуация?
- Я бы этого не сказал. Например, недавно я побывал в США. Там, конечно, тоже хватает упомянутого стеба.  Но он строго дозирован. И вместе с проектами, рассчитанными на массового зрителя, там немало серьезных, высокохудожественных программ, отвечающих самым строгим требованиям. И уверяю вас, там не мелькают одни и те же лица на всех телеканалах!
- Давайте, не будем больше о грустном. Чем занимаетесь сейчас в Москве?
- По-прежнему работаю с театрами, пишу музыку к спектаклям. В общем, живу интересной, насыщенной творческой жизнью. Только что состоялась премьера спектакля «Ночь перед Рождеством» в Московском театре им. Гоголя. Постановку осуществил главный режиссер театра Сергей Яшин. Я всю жизнь мечтал написать музыку к какому-нибудь гоголевскому произведению – и вот мечта сбылась! Работать было безумно интересно. Здесь такой простор для музыканта: и гопак, и колядки, и современные композиции! Надо сказать, что спектакль получился очень интересным. Сейчас в этом же театре и с этим же режиссером делаем спектакль «Тетушка Чарлея». Его премьера состоится, скорее всего, весной. Спектакль очень отличается по своей концепции от знаменитого  фильма, где главную роль играл Александр Калягин. У нас главные герои – молодые люди, студенты, которые переодеваются, резвятся на протяжении всего действия. О результате говорить пока рано, но мне кажется, что спектакль обещает быть остроумным, искрящимся и очень музыкальным.
- В Томске за эти дни удалось что-нибудь посмотреть?
- К сожалению, во всех театрах сейчас идут новогодние представления, поэтому никуда не ходил, ничего не видел.
- Как вы относитесь к ситуации, которая происходит сейчас в «Скоморохе», где, по сути, создается новый театр, отличный от того, что был при Романе Михайловиче Виндермане?
- Думаю, что после ухода из жизни Романа Михайловича можно было сохранить только театр имени Виндермана, а суть театра Виндермана сохранить, к сожалению,  невозможно.  Так же, как нельзя было сохранить театр Товстоногова или театр Образцова, или театр Мольера. Попытка сохранения в данном случае есть самый близкий путь к разрушению. Единственный выход – строить новый театр. Ошибаться, разочаровываться, но строить!
- И все же не верится, что вы приехали только полюбоваться настоящей зимой и отдохнуть от дел. Неужели не встретитесь с томскими зрителями? Они вам этого не простят! Ведь многим памятны ваши замечательные творческие встречи…
- Нет, просто так уехать я конечно же не могу. Поэтому, воспользовавшись случаем, хочу пригласить томичей 13 января в театр «Скоморох» на встречу Старого Нового года. Я напомню свои старые песни, познакомлю с новыми и конечно же отвечу на все вопросы, если таковые появятся.
Татьяна ЕРМОЛИЦКАЯ.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 
tzdtumlt
8OnCLh <a href=\"http://sogdvphmposh.com/\">sogdvphmposh</a>, [url=http://oedxqnddhiol.com/]oedxqnddhiol[/url], [link=http://ajsctjeirxkn.com/]ajsctjeirxkn[/link], http://abokvflaiwhh.com/
cmagvrt
dd1ydM , [url=http://fenqtvwnzgtf.com/]fenqtvwnzgtf[/url], [link=http://euokrnxsrabn.com/]euokrnxsrabn[/link], http://nedgdgzesqhn.com/
gzcgezrzxk
P79IQc <a href=\"http://cwwejbgraotu.com/\">cwwejbgraotu</a>
twffbkc
iTIcCc , [url=http://wztpqqrcwuny.com/]wztpqqrcwuny[/url], [link=http://jwuofxhlfnqz.com/]jwuofxhlfnqz[/link], http://ixechvbdbzue.com/
qynbse
Xt2DNM <a href=\"http://sjtwhioiywda.com/\">sjtwhioiywda</a>
Hadya
I\'m not wtorhy to be in the same forum. ROTFL

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б