Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

13 01 2010Красное знамя

Кто напишет «Маленького принца-2»?

- Неинтересно стало читать сочинения старшеклассников, - пожаловалась как-то учитель литературы. – Особенно заданные на дом. Семь из десяти учеников обязательно воспользуются  готовыми вариантами, скачанными из Интернета или списанными из специальных сборников типа «Сто лучших сочинений». Знакомые фразы узнаю уже в первых строках якобы авторского труда. И уже даже не смешно, когда в одном классе попадаются два-три совершенно одинаковых текста. Разве что есть один плюс: на этом фоне размышления творчески настроенных ребят читаю с особым удовольствием.

 

Означает ли эта маленькая картинка из жизни школы, что юных писателей с каждым поколением становится все меньше? Тем более что нынешняя Россия уже не такая читающая, как раньше. А если не читают взахлеб, значит, и к писательскому труду относятся без особого почтения. Наверное, и да, и нет. С одной стороны, нынешние подростки избавлены от необходимости писать длинные письма, им достаточно общения посредством коротких sms на мобильный телефон или электронных сообщений на своем, виртуально-албанском языке. Поставил соответствующий смайлик для своей эмоции, и не надо никакого «Я помню чудное мгновенье…» Удобно, практично, без лишних душевных затрат. Но! Почему-то множатся сайты сообществ юных графоманов, а на Межрегиональный фестиваль детского и юношеского литературного творчества «Устами детей говорит мир», уже который год проходящий в Томске на базе областной детско-юношеской библиотеки, съезжается все больше ребят. В этом октябре – больше двухсот человек со всех уголков области и соседних регионов!
- Я в шесть лет писать начала, хорошо помню, о чем был первый рассказ. О маленькой птичке, которая попала на север и замерзла, но потом ее разморозил гномик. Написала печатными буквами, фломастером, и точки после каждого слова. 
Обладательница Гран-при фестиваля «Устами детей говорит мир»-2009, ученица 11-го класса школы № 40 Ольга Дюженко свои литературные опыты не считает чем-то особенным. «Думаю, каждая девушка начинает писать, когда впервые влюбляется, потом эта потребность либо усиливается, либо проходит». И прерванная моей фразой: «Далеко не каждая», с недоверием переспрашивает: «Вы думаете?» Ольга уже не мыслит себя вне писательского процесса, поступать собирается на недавно открывшуюся на филфаке ТГУ специальность «Литературное творчество». Ничего, что там всего три бюджетных места. «Я постараюсь», - уверенно говорит девушка. Мол, переживала и испытания потруднее. Те, что описала в принесшем ей победу на фестивале рассказе «Моя вторая жизнь». О том, что испытала, попав в гематологическое отделение областной клинической больницы с диагнозом «лимфолейкоз». Бог миловал, страшное заболевание после тщательных анализов не подтвердилось, но за день пребывания в непростом отделении и за недели хождения под «дамокловым мечом» девушка пережила в душе целую драму. Пережила и смогла переложить на бумагу так, что сердца членов жюри не остались равнодушными.
- Последнее годы первые места на этом конкурсе забирают поэты, - подтвердила  заместитель директора областной детско-юношеской библиотеки Елена Тихонова, - а тут жюри безоговорочно отдало Гран-при прозаику.
Кто раздувает в нынешних юных поэтах и писателях огонь творчества? Творческую закваску Оли вполне можно назвать классической. Читать с помощью прабабушки, бабушки и мамы научилась почти в три года. Росла и растет в читающей семье, в таких книга по-прежнему считается самым лучшим подарком. Любимые авторы – писатели, произведения которых проверены временем: Тургенев, Куприн, сестры Бронте, Джейн Остин, Агата Кристи. «Ремарка могу читать бесконечно, у него в каждой фразе – правда,  - дополняет Оля. – Из современных? Нет, как-то ничего за душу не трогает, хотя с удовольствием прочитала всю «Поттериаду», «Властелина колец»».
Часто значимыми катализаторами для таланта ребят становятся неравнодушный учитель литературы и общественное признание. Тягу Оли к творчеству заметила  Татьяна Пашина, с благословения учительницы девушка и оказалась четыре года назад на литературном конкурсе. «Первый раз никакого места не заняла, - рассказывает, - во второй год лауреатом стала, страшно собой гордилась. В прошлом году  – всего лишь дипломантом. Помню еще, что подумала: на будущий год вернусь и исправлю положение». Но как ни готовилась внутренне к победе (кто ж из творческих людей не мечтает о славе?), такого фейерверка чувств, охвативших ее на сцене при получении Гран-при, не ожидала.
- От учителей, руководителей литературных клубов действительно очень многое зависит, - говорит заместитель директора Томской областной детско-юношеской библиотеки Елена Тихонова. – Например, школьники из Северской гимназии постоянно участвуют в фестивале, из года в год показывают хорошие результаты. Все благодаря медиапроекту «Два крыла», который ведет в гимназии журналист Ольга Кочеткова. В Томске литературных клубов и секций, в которых ребята оттачивают мастерство, не так уж много, но они есть.
Правда, Ольга Дюженко в литературные секции не ходит, творческий уровень повышает хаотично. У ее Музы свое расписание. «Бывает, идея настигает меня в автобусе, тогда я быстро ее записываю на листочке или в мобильный телефон заношу. Бывает, что сюжет рождается из ничего: сижу с подругами в кафе, смотрю на чашку,  из нее пар идет, а у меня вдруг возникает дикое желание обрисовать эту картинку в разных фразах. Мечтаю сказку написать, но этот жанр не так прост, как кажется». 
В общем, классический пример девочки не без способностей. «Не сказала бы, что количество ребят, тяготеющих к творчеству, уменьшается, - заметила руководитель литературной студии Северской гимназии Ольга Кочеткова. – Искра божья сверху дается, здесь ни при чем ни политика, ни государственный строй. Конечно, культурная среда, в которой растут наши дети, имеет значение, самоопределение детей зависит от взрослых,  потому что ребята зачастую просто не осознают своих возможностей. В большинстве детей заложен творческий импульс, но далеко не все реализуют его. У нас в студии был даже забавный случай, когда мама привела сына-третьеклассника на занятия, думая, что у нас спецкурс по развитию навыков чтения. И что вы думаете? Парень прозанимался у нас до девятого класса, мало что написал как литератор, зато стал хорошо разбираться в технологии писательского творчества, и на конкурсах реализовывал себя как литературный критик. Ребята из нашей студии по жизни «обречены» думать, анализировать все, что видят на своем пути. А от них, надеюсь, пойдут «круги по воде», не редкость, когда студийцы, закончив школу, выбирают творческую профессию.
- Есть, есть интересные дети, несмотря на тревожную тенденцию, спровоцированную  издержками научно-технического прогресса, поголовной компьютеризацией, реформированием общеобразовательной школы, - поделился впечатлениями писатель Владимир Костин. Владимир Михайлович работал в жюри фестиваля «Устами детей говорит мир»-2009, говорит, что был приятно удивлен уровнем работ, представленных на конкурс: «Я ожидал, что будет постандартнее по результатам. Дети оказались разноталантливыми, творят в разных направлениях, пишут неплохие стихи и даже отваживаются на творческие эксперименты».
- Можно сказать, - продолжил Владимир Костин, - что произведения юных писателей создаются, что называется, на старом жирке, благодаря базе, атмосфере, созданной в стране за десятилетия прошлого века. С другой стороны, есть и такой момент: талант появляется, когда захочет, и там, где захочет. Так что по неким законам природы талантливые ребятишки будут появляться и впредь. Другой вопрос, задержатся ли они в этом деле, ведь хорошая проза требует длительной подготовки, ежедневной работы, жертвенности автора. Причем нужно, чтобы культурная среда востребовала это все, и стихи, и прозу настоящую. Пока что мы наблюдаем иной подход, больше востребована масс-культурная стряпня. Конечно, стихи будут и впредь прорастать, как трава между городскими бетонными плитами, они нам нужны, как большие паузы между свинцовыми мерзостями жизни. На конкурсе ребята показали в своих работах, что интересно и органично видят окружающий мир, что могут найти неожиданные, удивительные метафоры, сравнения, но вот с художественным вкусом проблемы чувствуются, многие уже отравлены культурным ширпотребом. Что с ними судьба сотворит, не знаю, не могу также спрогнозировать, какими будут наши «литературные внуки» - следующее поколение писателей.
И все-таки есть черта, которая роднит сегодняшних юных прозаиков и поэтов с их предшественниками. Конечно, многие из них мечтают прославиться, стать знаменитыми и богатыми, но изначально не меркантильный интерес заставляет детей писать рассказы, романы и стихи. «Признание для ребят важно, и амбиции у них есть, - говорит Ольга Кочеткова, - но пока для них важнее то, что они живут творческим духом». «Почтальонами Бога» называла юных творцов слова поэтесса прошлого века Юнна Мориц, сформулировавшая истинное кредо сочинителей всех времен: «Пишите для себя - как бред любови, / Как поцелуи пишут и объятья, / Не думая о том, что наготове / Станок печатный должен быть в кровати. …Пишите для себя - как пишут дети, / Как пишут эти почтальоны Бога».
Наталья ШЕРЕМЕТ.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б