Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

28 09 2016Красное Знамя

Так появился Кедровый

Передо мной две фундаментальные книги о Томской области – «Томская нефть. История и современность» и «Территория развития». Среди героев эпопеи создания Томского нефтегазового комплекса известные нефтяники: Филимонов, Калюжный, Мангазеев, Бикбавов, Изотов, Шафтельский, Клименко и другие. И среди них только один руководитель районной власти Николай Васильевич Кобелев.  Почему именно он?

В предисловии книги «Томская нефть. История и современность» есть такой абзац: «В середине 80-х пришло время осваивать Пудинскую группу месторождений, …Кедровый. Минуло не одно десятилетие, а споры относительно того, нужен ли был нефтяной город, и если нужен, то в каком месте, не утихают». Тут обнаруживается кардинальный раскол мнений. Для кого-то Кедровый, безусловно, «тупиковая ветвь в развитии нефтегазового комплекса», а кто-то считает появление такого города оправданным в тех исторических условиях. В этом абсолютно уверен Николай Васильевич.
Хорошо помню заседание обкома КПСС, на котором обсуждался вопрос об освоении  группы Пудинских месторождений, строительстве ногвого города. Утверждалась комиссия для подготовки проекта и места привязки нового населенного пункта. Комиссию возглавил второй секретарь обкома КПСС А.Г. Мельников. Именно он предложил включить в ее состав Н.В. Кобелева. Он – коренной северянин, хорошо знает район. И, бесспорно, его знания и мнение будут очень полезны. Кроме того, добавил он, затем поручим ему организацию соцкультбыта для строителей и нефтяников. Так имя Кобелева оказалось связанным с новым нефтегазовым комплексом. А он хорошо понимая, что с добычей нефти и газа будет развиваться территория Парабельского района, однозначно был за реализацию этих планов.
Сам Николай Васильевич вспоминает: «Создали комиссию, мне довелось участвовать в ее работе. Перед нами была поставлена задача: встретить и разместить строителей, а затем и нефтяников. Людей прибывало все больше. Главное было – организовать питание. В Пудино создали ОРС. Построили овощехранилище. Ввели холодильное хозяйство. Решали задачу производить продукты питания на месте. Реконструировали молокозавод. Установили новое оборудование. Переподготовили персонал. Почти вдвое увеличили выпуск молока, творого, сметаны. Нарастили мощности пекарни. Она стала снабжать не только строителей, но и все население. Открыли для детей строителей начальную школу. Но самое главное, считает он, на территорию Пудинского сельсовета пришла ЛЭП. В старинных селах работали еще довоенные старенькие дизели. ЛЭП строили всем миром – Парабельский леспромхоз, студенческие стройотряды томских политехников. Ректор ТПИ Иван Петрович Чучалин несколько раз приезжал на стройку. Электроэнергию подавали в соответствии с планом.
Слушал я его и думал: ведь этот опыт, это понимание смысла жизни он приобрел, когда Парабель стала одним из важнейших мест строительства нефте- и газопроводов. Когда все усилия областной власти были направлены на развитие Томского Приобья. Это были лигачевские времена.
- Строителей становилось все больше, народ прибывал, селился в вагончиках и времянках, ехали с семьями, с детьми. Прямо в конторе ПМК открыли начальную школу, - продолжает рассказывать Николай Васильевич. – Я привез из Нарыма учительницу Тамару Александровну Аристову. Дети все прибывали. Понадобилась вторая учительница начальных классов. Ею стала Александра Васильевна Хлебникова из Парабели, а муж ее Виктор Иванович Хлебников стал начальником ПМК-156, которая строила Кедровый. Обратились в облоно – нужен директор школы. Так в Кедровом появился Вячеслав Николаевич Пугачев. Многие годы он возглавлял школу. Построили сначала деревянную, по финскому проекту, а затем и крупнопанельную на 1560 мест. Такие тогда строили в Томске. Построили котельную, баню, столовую, открыли гостиницу. Начали строить панельные пятиэтажки. По зимнику в Кедровый пошли панелевозы. Днем и ночью город рос на глазах.
К строительству аэропорта были привлечены парабельские хозяйственные организации. лесники вырубили лес под взлетно-посадочную полосу, здания аэровокзала. На реке Чузик устроили гидронамыв, намывали горами песок, его требовалось очень много. Строительство аэропорта закончили за полтора года. Под Новый год приняли из Томска первый грузовой самолет Ан-26, он привез продукты, предназначенные к празднику, новогодние подарки. По случаю первого самолета устроили митинг. Настроение у людей было приподнятое. Событие было для всех действительно знаменательное, значительное. На пуск аэропорта прилетели А.Ф. Гарипов, генеральный директор «Томскнефти», В.П. Мангазеев, завотделом нефтяной промышленности обкома партии, другие гости.
25 декабря 1987 года вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о преобразовании существующего поселка в город Кедровый. Это было принято с большим воодушевлением. Провели выборы депутатов горсовета, сформировали органы советской власти. «Често сказать, мы, парабельцы, тоже вздохнули с облегчением, ведь мы там жили безвыездно, - улыбается Николай Васильевич. – Теперь большинство вопросов решалось на месте – от работы паспортного стола до проблем здравоохранения». Кедровый рос, развивался. На строительство молодого города, нефтепромыслов ехали люди со всех концов Советского Союза: кто по комсомольской путевке, кто по зову сердца. Был огромный энтузиазм, на ударные комсомольские стройки ехали парни и девушки из многих союзных республик. Хорошо знаком с Артуром Пилосяном. Он был командиром студенческого отряда из Армении. До сих пор живет на томской земле, полюбилась она ему.
Кобелев убежден, что не хватило буквально двух-трех лет, чтобы решить основную проблему города – дороги. Обе дороги – от Томска и от Парабели до Кедрового – не успели дойти. Рухнул Советский Союз, советская власть, а с ними и все надежды на трассу. Все последующие попытки довести этот проект до конца оказались безуспешными. И тем не менее у города есть будущее. Убежден, что дорога будет достроена. Будет! Дорога нужна для успешного развития богатого и перспективного, к тому благодатного по сибирским понятиям, края.
Николай Васильевич активно участвовал в освоении томского севера, проявил недюжинные организаторские способности, самоотверженность и ответственность.
А сегодня он возглавляет областной совет ветеранов. Николай Васильевич умеет просто объяснять самые непростые вещи. Он хорошо осведомлен о делах своих подопечных, умеет и знает, как решать их проблемы. А самое главное – доказывает власти их приоритетность. Вот почему не стоит удивляться, что при оценке работы областного совета ветеранов на отчетно-выборной конференции вдруг разгорелся спор, ставить оценку работе «отлично» или «хорошо». Пока знатоки не разъяснили, что уставом предписано – только «удовлетворительно» или «неуд».
А для Кобелева защита гражданских и личных прав ветеранов всегда в приоритете. Какими бы трудными не были времена.
Николай КИРИЛЛОВ.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б