Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

21 09 2016Красное Знамя

Мост - дорога в будущее

Сегодня невозможно себе представить жизнь нашей области без мостового перехода через реку Обь между поселком Победа и селом Мельниково. Этот важнейший объект – результат совместного слаженного труда областной власти, высококлассных специалистов-мостовиков, проектировщиков, инженеров-дорожников. Мостовой переход начали строить в 1982 году и сдали в эксплуатацию 1 октября 1987 года. Генподрядчик – Мостоотряд-101 ОАО «Сибмост», проект разработан Гипродором НИИ Москвы. Общая его длина – 5,88 километра, длина самого моста – 645 метров.

Почти 30 лет это сложное инженерное сооружение исправно действует, обеспечивая надежную связь с областным центром Колпашевскому, Молчановскому, Кожевниковскому, Кривошеинскому, Парабельскому и Карагасокскому районам. Для жителей остались в прошлом паромные и ледовые переправы, по которым с большими трудностями отправлялись промышленные грузы и сельскохозяйственная продукция. Мост был жизненно необходим для развития области, доставки стройматериалов и оборудования на нефтегазоносные месторождения.

Манна небесная
Василий Музалев, заслуженный строитель РФ, почетный транспортный строитель, депутат Законодательной Думы области пятого созыва, с 1985-го по 2014 годы – главный инженер, директор Мостоотряда-101 ОАО «Сибмост»:
– К созданию мостового перехода через Обь приложил руку первый секретарь обкома КПСС Томской области Егор Кузьмич Лигачев, решавший многочисленные вопросы на уровне министерств и ведомств в Москве. Потому что практически вся область была отрезана Обью от областного центра, а там же сельскохозяйственные и нефтяные районы. Тогда как раз начался бум освоения нефтяных и газовых месторождений севера. Нужно было завозить материалы и оборудование. В обычные дни, не говоря о выходных, огромные очереди стояли на паромы. Работали четыре больших парома. Очереди тянулись до Чернышевки. Особенно сложно было во время ледохода и ледостава. Зимой делали ледовую дорогу. Селянам надо было молочную продукцию в город на переработку возить. Тогда ведь работали совхозы, объемы сельхозпродукции были значительные. Поэтому вынуждены были вертолетами из Шегарки до Чернышевки доставлять молоко, там была специальная эстакада, куда емкость ставили с молоком, скачивали в молоковозы и возили в Томск. Поэтому моста ждали как манну небесную, как дорогу жизни. Мы его запустили 1 октября 1987 года в идеальном состоянии. Объект получил самую высокую оценку членов московской комиссии. Это был всенародный праздник. В небе кружил самолет Ан-24, разбрасывавший яркие поздравления с появлением крупнейшего автодорожного моста, открывшего прямую дорогу  на север области.

Ноу-хау
мостостроителей
Объект был сложнейший, что потребовало применения самых передовых современных технологий. Здесь была успешно внедрена автоматическая и полуавтоматическая сварка при монтаже объемных металлических конструкций, впервые в практике отечественного мостостроения применили плавучую опору для надвижки на реках русловых пролетных строений. За внедрение новейших технологий и успехи в развитии транспортного строительства проектировщики, руководители и ведущие специалисты Мостоотряда-101, «Томскавтодора» были удостоены высоких правительственных наград. Василия Музалева наградили Серебряной медалью ВДНХ, ему и группе участников строительства также была присуждена премия Совета Министров СССР.
– Большую роль в строительстве этого уникального объекта сыграли, конечно, разработчики проекта – Гипродор НИИ из Москвы, главный инженер проекта, специалист мирового уровня Олег Вячеславович Скворцов, который сегодня является президентом Ассоциации проектировщиков по мостам и автодорогам, – рассказывает Василий Николаевич. – Нами были впервые применены серьезные технические решения по гидроизоляции, по сварке пролетных строений. Впервые использовали плавучую опору на такой реке, как Обь. Мы плотно работали с Ленинградским (Санкт-Петербургским) научно-исследовательским институтом и Томским инженерно-строительным институтом. Стояла задача — проработать новую технологию погружения свай-оболочек и проверить, как они будут держать фундамент опор. Для этого 32-метровые железобетонные сваи-оболочки погружались на дно реки. Чтобы определить их фактическую несущую способность, вместе с учеными кафедры оснований и фундаментов ТИСИ мы разработали программу по испытанию и успешно провели эту важную работу. Потом согласовали регламент наблюдения за третьей опорой, где были проблемы. Поставили маячки, чтобы отслеживать, как эта опора будет себя вести в дальнейшем после нагрузок при надвижке. При окончательном испытании, когда мост нагружали, были получены хорошие результаты, что свидетельствовало о достаточном запасе прочности сооружения. 

Трудом и знанием
Как в руководстве области, так и среди мостовиков-дорожников в большинстве своем были выпускники Томского инженерно-строительного института (ТИСИ-ТГАСУ), вложившие свои знания, энергию и опыт в строительство этого уникального объекта. Это Эдуард Осетров, начальник ПРСО «Томскавтодор»; первый заместитель председателя облисполкома Алексей Демчук и второй секретарь обкома КПСС Виктор Зоркальцев, курировавшие строительство с первого дня и до ввода моста в эксплуатацию; начальник ДСУ-3 Олег Майков и инженер «Томскавтодора» Стелиан Остафий, забившие первый колышек на подходе к будущему мосту. Прорабами, начальниками участков в составе Мостоотряда-101 ОАО «Сибмост» и «Томскавтодора» работали многие талантливые инженеры – выходцы из ТИСИ: Павел Фатидинов, Александр Шлее, Геннадий Черных, Геннадий Бурмантов и другие. Всех не перечислить.
Пять лет велась стройка мостового перехода через Обь. Работа шла точно по намеченному графику. Тогда еще действовало плановое советское хозяйство, хотя уже повеяло перестроечными временами разрушительных 90-х годов. «Дирижировал» этим большим трудовым коллективом дорожников-мостостроителей штаб стройки во главе Алексеем Демчуком. Заказчиком строительства выступал «Томскавтодор», поэтому его начальнику Эдуарду Осетрову тоже приходилось решать многочисленные проблемы буквально «с колес» для обеспечения строительства дороги на подходе к мосту. У него уже был опыт работы на Камчатке в «Камчатавтодоре», где после окончания ТИСИ он участвовал в строительстве дороги стратегического значения в сторону Большерецка с выходом на Охотское море. Энергичный и деятельный человек, он всегда был в движении и пользовался бесспорным авторитетом. Сам горел на работе и с других спрашивал.
– Он любил свою работу – прямо жил в ней, – делится своими воспоминаниями Лилия Осетрова, жена Эдуарда Петровича. – Помню, когда мы уже вернулись с Камчатки в Томск, как-то собрали всех начальников управлений автомобильных дорог на совещание в Иркутске, и вот часа в 3 ночи он вернулся. А утром ему надо было вставать в 5 часов. Он без будильника вставал, когда ему надо. Встал, умылся и пошел, как будто ничего и не было. Даже на больничной койке он все какие-то вопросы решал. Такой был по натуре. Сгорел на работе. Ушел из жизни в 2000 году, ему было всего 62 года. В год 30-летия моста ему бы исполнилось 80 лет…
Как говорит Александр Кадесников, выпускник ТИСИ, руководивший ОГКУ «Томскавтодор» с 1997-го по 2015 годы, Эдуард Петрович Осетров был грамотный, ответственный и человечный руководитель, болеющий за дело, хорошо знающий систему и людей. Такой никогда не подведет, с ним легко было работать.
В тот торжественный день, 1 октября 1987 года, символический ключ от нового моста начальник Мостоотряда-101 ОАО «Сибмост» Александр Галас передал Эдуарду Осетрову, давшему старт для движения колонне грузовиков.
В 2017 году исполнится 30 лет с тех пор, как шегарский мост начал нести свою бессменную вахту. Время еще больше «высветило» его огромную социально-экономическую значимость для развития Томской области. Хочется надеяться, что при въезде на мост в районе Победы появится особый знак, на котором будут запечатлены имена тех, кто своим трудом и знанием дал жизнь этому сооружению!
Татьяна КУЗНЕЦОВА.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б