Рекламно-информационный портал

Категории

Уважаемые посетители сайта! Будем благодарны Вам за оперативно высказанные мнения о наших авторах и публикациях.

Предлагайте темы. Задавайте вопросы.

 

26 07 2016Красное Знамя

БАЯН – ДУША НАРОДА

Богата томская земля талантливыми музыкантами. Одним из них был Анатолий Николаевич Арестов, так много сделавший для моего профессионального становления. Родился он в довоенном 1936 году в Парабели, селе, широко известном в Нарымском крае хорошими гармонистами. Вечерами на улицах села призывно играли русские гармони, заливисто звучали девичьи задорные голоса. Имея от природы великолепные музыкальные данные, Анатолий самостоятельно научился играть на гармони, подбирая на слух популярные песни и танцы. Потом освоил баян, купленный родителями. В семье росло шестеро детей, отец Николай Иванович работал председателем колхоза. Семья жила бедно, но выручали рыба, ягоды и грибы, домашнее хозяйство. В 1951 году отец повез талантливого сына, еще не знавшего нотной грамоты, в Томск поступать в музыкальный техникум. Скромный сельский парнишка покорил членов приемной комиссии ярким исполнением на баяне народных песен и танцев. Несмотря на большое число претендентов, преподаватель Иван Прохорович Дорофеев, высоко оценивший уникальные способности абитуриента, взял его к себе в класс и не ошибся.


Учеба в музыкальном техникуме предполагала изучение предметов школьной программы. Стипендию платили небольшую, но студенты упорно стремились постичь вершины музыкального образования. Этому способствовала высокая культура нашего города. Открылась областная филармония, регулярно выступал симфонический оркестр под управлением Моисея Исаевича Маломета, приезжали с концертами известные в стране музыканты. Не жалели усилий в обучении студентов яркие музыканты-баянисты: Леонид Васильевич Гаврилов, выпускник Московского института им Гнесиных, Геннадий Сафронович Черненький и аккордеонист, композитор-песенник Владимир Федорович Лавриненко.

Они обучали целую группу талантливых баянистов. Среди них были Геннадий Низовский, Николай Сапаев, Виктор Марухленко, Валентина Котельникова, Николай Овчинников, Борис Галеев, Вячеслав Сухушин, Виктор Турбин, Владимир Жемчужников, Татьяна Банкевич, Валерий Белоногов и другие. После успешного окончания курса учебы аттестационная комиссия рекомендовала талантливому выпускнику Анатолию Арестову поступать в консерваторию, но его призвали в армию, где он три года совершенствовал свое мастерство игры на баяне в ансамбле песни и пляски военного округа. После демобилизации в августе 1958 года работал сначала в Кожевниковском Доме культуры, а с августа 1959 года – преподавателем по классу баяна в Колпашевской музыкальной школе. 

Вскоре ученики молодого педагога стали участвовать в праздничных выездных концертах при большом стечении слушателей. Сам отличный баянист, он прививал ребятам любовь к инструменту, усидчивость и работоспособность. На уроках шутил, находил неожиданные точные сравнения, что помогало раскрыть музыкальный образ при изучении произведения. Учил культуре поведения и умению справиться с волнением перед выходом на сцену. В общении с коллегами был вежлив и корректен, ходил в костюме синего цвета всегда при галстуке. В январе 1964 года был принят педагогом по классу баяна в Томское музыкальное училище. С первым набором к нему пришли музыкально одаренные студенты:  Михаил Рябцевич и Валерий Воистинов из Асина, Тамара Мущук и Анатолий Петренко из Колпашева, Лидия Жукова и Николай Соломин. 

После окончания первого семестра Владимир Лавриненко, руководивший также известным в городе хором Томского электролампового завода, пригласил Михаила Рябцевича баянистом-аккомпаниатором. Помощником у хоровиков была Евгения Ароновна Бабицкая, сочинявшая неплохие лирические песни. Сценические разводы и подтанцовку хорового коллектива для концертных выступлений филигранно выполнял Иосиф Константинович Иткин. Каждый концерт этого прекрасного коллектива начинался с популярной песни Лавриненко «К северу от Томска».

Многие из учеников А.Н. Арестова после окончания училища поступали в высшие учебные заведения, пополняли ряды преподавателей в музыкальных школах области. А Михаил Рябцевич более сорока лет проработал в Асиновской музыкальной школе. В те годы в сельских клубах области расцвела художественная самодеятельность, баянисты с музыкальным образованием руководили хорами, аккомпанировали танцевальным коллективам, организовывали народные оркестры. В Томске регулярно проводились самодеятельные концерты в Доме культуры железнодорожников. Анатолий Николаевич продолжал музыкальное просвещение не только в училище. Имея большую фототеку, он охотно показывал фотографии известных баянистов-иполнителей прошлых лет, педагогов Ивана Маланина, Николая Чайкина, Ивана Паницкого, Александра Гвоздева, Владимира Безфамильного. Разрешал пользоваться нотами из личной библиотеки баянной литературы. Много ездил в командировки по сельским музыкальным школам, делясь богатейшим педагогическим опытом. Более 30 лет своей творческой жизни отдал он работе на ниве музыкального просвещения. Многочисленные ученики помнят и чтут Анатолия Николаевича, виртуоза игры на баяне, талантливого подвижника-педагога.

Александр КИРИЛЛОВ.

г. Томск.

комментарии
Имя
Комментарий
2 + 2 =
 

634029, Томск,

пр. Фрунзе, 11-Б